Интернет-урок для 4 класса

 по ознакомлению с окружающим миром

Тема урока: "Путешествие в Древнюю Москву. Иван III"

Тип урока: закрепление и приобретение новых знаний, умений и навыков.

Программа: традиционная.

Ученик: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова “Мир вокруг нас. 4 класс” ч. 2.

Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; развивать умение работать с текстом; расширить кругозор детей.

2. Развивающие:

развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

3. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.

Этапы урока Содержание Дополнительные материалы
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку  
2. Проверка домашнего задания Сегодня наш урок  мы начнем с того, что вспомним о знаменитой Куликовской битве и её значении для Руси.
  1. Кому принадлежат эти слова?

“Честная смерть лучше позорной жизни”. (Записаны на доске). (Князю Дмитрию Ивановичу).

  1. За что князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.
  2. Почему битву с Мамаем назвали Куликовской?
  3. А ещё её называют Мамаевым побоищем. Почему?
  4. Как, по обычаям тех времен, начиналась битва?
  5. Какой момент стал решающем и позволил русским одержать победу?
  6. Какое, значение для Руси имела победа на Куликовском поле?
  7. Соотнесите даты, имена и названия с двумя великими сражениями. Смотри схему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  схема для работы

3. Постановка цели урока, сообщение темы Мы с вами, ребята, продолжаем знакомиться с деятельностью московских князей. Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.   
4.Работа над новой темой. Деятельность Ивана III по укреплению Руси  -  Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

Но главная заслуга Ивана III в том, что при  нём Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Днем освобождения принято считать 11 ноября 1480года.

- Об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 75 и ответим на вопросы учебника.

 

5. Работа над новой темой. Москва меняет свой облик  - После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым.  Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

- Давайте вспомним, как выглядела Москва до начала нового строительства, и посмотрим какой она стала при Иване III.

История Московского Кремля
6. Работа с картой Кремля - Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

- Для чего они возводились?

Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.

- А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата.

 
 Карта Кремля
7. Подведение итогов урока  

- Что Иван Третий сделал для Руси?

- Какие изменения при нём произошли в Москве?

Далее дети отвечают на вопросы рублики “Проверь себя” стр. 79.

 
 
8. Домашнее задание  1. Выполни задание, сохрани его под своей фамилией (В названии файла zadanie_Ivanov.doc, вместо фамилии Ivanov  укажи свою фамилию) и пришли этот файл учителю по электронной почте на адрес dirsch695@yandex.ru

2. Используя Интернет подготовь сообщение об одной из башен Кремля или об одном из его соборов, можешь оформить свой доклад в виде презентации. В работе тебе помогут следующие сайты:

1. Стены и башни Московского Кремля. Архитектура и история. www.russiancity.ru/text/mos04.htm

2. Московский Кремль — Википедия  ru.wikipedia.org/wiki/Кремль_(Москва)

3. Энциклопедия древнерусской жизни: Древняя Москва Аполлинария Васнецова www.booksite.ru/enciklopedia/towns/24.htm

zadanie_Ivanov.doc
9. Рефлексия Ответь на вопросы рефлексии, сохрани файл под своей фамилией (В названии файла reflex_Ivanov.doc, вместо фамилии Ivanov  укажи свою фамилию) и пришли этот файл учителю по электронной почте на адрес dirsch695@yandex.ru reflex_Ivanov.doc

На главную

© Прибыткова Мария Борисовна, 2009 - 2010

Hosted by uCoz